Государственная социальная поддержка в быту людей с ОВЗ

Для начала стоит разобраться, что такое социально-бытовая адаптация.

Социально-бытовая адаптация подразумевает обучение инвалида самообслуживанию и мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. Социально-бытовая адаптация ориентирована на инвалидов, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде. Социально-бытовая адаптация включает в себя обучение инвалида навыкам личной гигиены, самообслуживания, в том числе с помощью технических средств реабилитации (по ГОСТ Р 54738-2011 Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов.).

Другими словами, социально-бытовая адаптация – это государственная помощь людям с ОВЗ по обустройству их быта с учетом возможностей каждого человека по самообслуживанию.

За последние годы спектр мероприятий по обустройству жилища значительно расширился.

Дом

Помощь в быту человеку с ограниченными возможностями здоровья оказывает социальный работник, а именно, сходить в магазин или аптеку, заполнить документы или отнести их в государственные учреждения, посильная помощь с уборкой в квартире – это малая часть помощи социального работника. Что нужно сделать, чтобы социальная служба предоставила социального работника мы подробно описали в разделе Социальная поддержка.

Помимо предоставления социального работника в Москве и крупных городах нашей страны практикуется помощь в приобретении товаров длительного пользования.

Тени

К таким товарам относятся:

  • стиральная машина;
  • холодильник;
  • ноутбук;
  • газовая/электрическая плита;
  • телевизор;
  • СВЧ-печь;
  • пылесос;
  • электрический чайник;
  • утюг.

В чем заключается помощь – человеку с ОВЗ выделяется определенная сумма на приобретение нужной техники. В Москве, например, дают адрес специального интернет-магазина, где можно выбрать нужную технику. Остаток от выделенной суммы можно потратить на другую технику. Если же средств не хватает, то доплата осуществляется уже самим человеком. В принципе, выделенной суммы достаточно на приобретение той техники, на которую было оформлено заявление. Один момент – выделенную сумму можно потратить только в этом специализированном интернет-магазине.

Услугу на приобретение техники длительного пользования можно оформить 1 раз в год на 1 вид техники из списка. Чтобы получить такой вид помощи в ИПРА должна быть отметка "Социально-бытовая адаптация / реабилитация" (указывают и так и так). Оказывают ли в вашем регионе такую услугу нужно узнавать в отделе социальной защиты. Если у Вас уже есть социальный работник, то с этим вопросом можно обратиться к нему и он же поможет в оформлении данной услуги.

Документы, которые нужны, чтобы получить помощь на приобретение техники длительного пользования:

  • паспорт и его копия;
  • СНИЛС;
  • заявление на предоставление данной услуги с указанием нужной техники;
  • ИПРА и его копия;
  • бланк акта проверки техники с подтверждением о ее неисправности и необходимости в замене (если у человека уже есть та техника, на получение которой составляется заявление).

Для чего нужен бланк проверки неисправности? Допустим, у Вас есть техника из перечисленного списка и Вы хотите ее заменить, потому что она плохо работает или не работает вообще. Вызываете мастера по ремонту бытовой техники и просите его выписать бланк, подтверждающий неисправность техники. После этого можно составлять заявление на предоставление помощи в приобретении бытовой техники. В случае проверки сотрудниками социальной службы состояния и наличия бытовой техники у Вас дома, полученный у мастера бланк подтвердит, что имеющаяся техника требует замены.

Обратите внимение. Относительно техники, которая требует замены – т.е. она у Вас есть, но не исправна. В некоторых регионах процедура оформления заявления на технику изменена. Вы пишете заявление. На основании заявления к Вам приходит комиссия и оценивает технику, которую Вы хотите заменить. Комиссия выносит решение – есть ли необходимость в вызове мастера и подтверждения неисправности техники. Если необходимость в вызове мастера есть, то сотрудник соц.защиты выдает Вам официальный бланк, который должен заполнить мастер. В этом случае, при вызове мастера из коммерческой компании по ремонту бытовой техники Вы платите только за вызов или не платите вовсе (если вызов мастера бесплатный; многие компании идут на встречу). При вызове мастера обязательно уточните цель вызова.

Не во всех подразделениях соц.защиты процедура оформления такая. Вас могут попросить сразу приложить акт технической неисправности к заявлению (заключение мастера о неисправности). Тогда придется самостоятельно искать компанию, которая предоставит Вам этот акт (в некоторых компаниях его еще называют "дефектная ведомость"). В этом случае, придется дополнительно платить за сам документ (в Москве средняя цена данного документа 2 500 рублей). При обращении в компанию обязательно уточняйте, что Вам нужен документ, подтверждающий неисправность техники для соц.защиты. Не все компании выдают такой документ. Уточняйте окончательную цену на данную услугу, т.к. многие компании называют стоимость самого бланка, а при визите мастер называет Вам уже совсем другую суммую (с учетом всего, что только можно). Не перплачивайте! Если мастер называет цену отличную от той, что Вам сказали при заказе – стойте на своем, звоните в компанию. При визите мастер должен оставить официальный бланк – именно бланк! типографского формата, а не распечатку на обычном принтере – подтверждающий несправность Вашей техники. И чек. Обратите на это внимание! Чек Вы можете также приложить к заявлению – в некоторых подразделениях соц.защиты выдают компенсацию (не везде, стоит уточнить). Наличие официальных документов (официального бланка и чека) также позволит Вам обратиться снова в компанию, если выданные документы не подойдут для соц.защиты (к сожалению, такое бывает). При самостоятельном вызове мастера, во избежании обмана, уточните в соц.защите или у соц.работника, что именно Вам должен выдать мастер.

Город

Есть еще ряд социальных услуг по бытовой адаптации.

Социальный ремонт. Эта услуга предоставляется одиноко проживающим (человек проживает один) и одиноким людям с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимся в ремонте. Социальный ремонт делают только в одном помещении квартиры или дома. Строительные материалы и бригаду, которая будет делать ремонт, предоставляет социальная защита.

Пластиковые окна. Также могут установить по социальной программе. Услуга предоставляется людям с ОВЗ, которые остро нуждаются в замене окон. Окна и бригаду предоставляет социальная защита.

Мытье окон. Данная услуга также предоставляется социальной защитой.

Все вышеперечисленные услуги предоставляются за государственный счет людям с ОВЗ, при условии, что в ИПРА есть отметка по социально-бытовой адаптации.

Предоставляются ли перечисленные услуги в вашем регионе надо узнать в районной социальной защите.

Для получения перечисленных услуг надо обратиться в социальную защиту (или к социальному работнику) и подать заявление на то, что Вы нуждаетесь в данной услуге. В порядке очереди Вам обязаны предоставить эти услуги. Но, размер очереди может быть на несколько месяцев.

А вот кто обучает, кроме близких, человека с ОВЗ самообслуживанию при утере данных навыков, тем более во взрослом возрасте, для нас пока загадка. Но все-таки надеемся, что это есть и мы просто об этом пока не знаем.